Сфера деятельности / Должность

Старший следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета РФ, генерал-майор юстиции.

Биография

Рустам Габдуллин (также встречается Габдулин) родился 2 декабря 1980 года, предположительно — в Челябинске. Начинал карьеру в Челябинске в прокуратуре Тракторозаводского района, а затем перешел в прокуратуру области. По меньшей мере с 2011 года работает в Следственном комитете в Москве.

Габдуллин участвовал в расследовании ряда громких уголовных дел. В 2011 году он вёл следствие по делу о крушении теплохода “Булгария”. В 2012 году он вел дело бывшего депутата Госдумы от фракции ЛДПР Ашота Егиазаряна по обвинению в мошенничестве почти на 6 миллиардов рублей с акциями ОАО “Инвест Центр”. Помимо этого, он занимался делами бывшего председателя правления ПАО “РусГидро” Евгения Дода, экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева и гендиректора НПО “Мостовик” Олега Шишова. В 2018 году возглавил следственную бригаду по уголовному делу о пожаре в кемеровском ТРЦ “Зимняя вишня”.

Наибольшую известность Габдуллину принесла его ведущая роль в уголовном преследовании оппозиционеров. В июле 2012 года возглавил следствие по Болотному делу вместо генерала Щукина. Также возглавлял следствие по “делу Удальцова”, возбуждённому в октябре 2012 года. В апреле 2017 годa возглавил следственную группу по делу о протестах 26 марта (акция “Он нам не Димон”). Является руководителем следственной бригады по делу “о массовых беспорядках” 27 июля 2019 года (Московское дело), а также руководит следственной группой в составе 112 человек по делу об отмывании денег в отношении основанного Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального.

22 октября 2019 года Владимир Путин наградил Габдуллина медалью ордена “За заслуги перед отечеством” первой степени.

Обвиняется в

  • Многократном осуществлении политических репрессий с использованием должностного положения.

Обоснование

Рустам Габдуллин — один из самых рьяных опричников путинского режима, непосредственный исполнитель политических репрессий. Зарекомендовавший себя перед Кремлем расследованием Болотного дела в 2012—2016 годах, он возглавил следствие против участников антикоррупционных протестов 26 марта 2017 года, следствие о “массовых беспорядках” во время протестов 27 июля 2019 года против недопуска независимых кандидатов для участия в выборах в Мосгордуму, а также дело об отмывании денег против ФБК.

В качестве руководителя следствия по Болотному делу Габдуллин подписывал основные документы о производстве следственных и оперативных действий, о привлечении фигурантов к уголовной ответственности, ходатайства о содержании под стражей и продления ареста обвиняемых. Подписал обвинения Михаила Косенко, Владимира Акименкова, Ярослава Белоусова, Степана Зимина, Николая Кавказского, Леонида Ковязина, Сергея Кривова, Дениса Луцкевича, Алексея Полиховича, Артема Савелова, Алексея Гаскарова, Ильи Гущина, Александра Марголина.

В сентябре 2012 года Допустил в ИВС Петровки 38 оперативников, которые допрашивали Артема Савелова без адвоката, угрожали ему и хотели, чтобы он дал ложные показания, в частности, заявив, что во время беспорядков он выполнял указания Навального, Яшина и других. В возбуждении уголовного дела в отношении действий Габдуллина было отказано — заявление о возбуждении дела рассматривал сотрудник, находившийся в подчинении у Габдуллина. 22 октября 2012 года не допустил адвокатов к Леониду Развозжаеву, обвиняемому по делу о подготовке массовых беспорядков. 9 февраля 2013 года выступал на судебном заседании по выбору меры пресечения для Сергея Удальцова, на котором Удальцов был помещён под домашний арест до 6 апреля. 3 декабря 2015 года подписал постановление о возбуждении перед судом ходатайства об аресте фигуранта Болотного дела Дмитрия Бученкова.

По делу о протестах 26 марта, следствие которого также возглавил Габдуллин, девять человек в трех городах стали фигурантами уголовных дел. Их обвинили по статье 318 УК — применение насилия к представителю власти — и получили сроки от года условно до трех лет и восьми месяцев колонии общего режима.

По Московскому делу 2019 года обвиняемыми в участии или организации “массовых беспорядков”, а также другим составам в разное время проходили 26 человек. Неожиданное прекращение уголовного преследования пяти фигурантов дела о “беспорядках”, воспринятое как свидетельство того, что расследование разваливается, наблюдатели объясняют тем, что Габдуллин решил сосредоточиться на статье о применении насилия к полицейским.

Для расследования дела об “отмывании денег” в отношении основанного Алексеем Навальным Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) понадобилась следственная группа в составе 112 человек. Формирование группы объяснялось “особой сложностью” дела из-за проведения большого числа беззаконных следственных действий, в том числе в различных регионах страны. В рамках этого дела проходят обыски по всей стране, а на счета сотрудников ФБК и их родственников накладываются аресты. Работники следственных органов врываются не только в офисы и квартиры сотрудников ФБК, но и совершенно случайных людей: бывших супругов, соседей и т.п.

Свидетельством благосклонности Путина и непосредственного санкционирования политического преследования оппозиционеров служит награждение им Рустама Габдуллина медалью ордена “За заслуги перед отечеством” первой степени в разгар Московского дела и дела ФБК. Не имеет смысла искать причину жестоких политических репрессий в “борьбе башен”, внутриэлитных разборках за сферы влияния и т.д. Узел проблемы — Владимир Путин и тянущаяся за ним чекистско-мафиозная структура. С приближением конца его последнего официального срока на посту президента актуализируется экзистенциальный вопрос о сохранении им власти, а буквально собственности, свободы и жизни членов этой структуры. Габдуллин и его коллеги служат заслоном правящей группировки от справедливого првосудия. Остается открытым вопрос, сколько продержится этот заслон.

Примечание

-

Источники