Чубайс Анатолий Борисович
Сфера деятельности / Должность
С ноября 1991 года с небольшими перерывами занимает различные ключевые посты в руководстве РФ и российских государственных компаниях. Один из идеологов и руководителей экономических реформ в России начала 1990-х годов и последующей приватизации российской электроэнергетики.
Биография
Анатолий Чубайс родился 16 июня 1955 года в Борисове (Минская область, Беларусь) в семье военного.
Школьное образование Чубайс, вынужденный переезжать в разные города вместе с родителями, получал в Одессе, Львове, и Ленинграде. В 1972 году окончил 188-ю среднюю школу Красногвардейского района Ленинграда. В 1977 году заканчивает Ленинградский инженерно-экономический институт (ЛИЭИ, позднее – Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, ИНЖЭКОН, ликвидированный в порядке «оптимизации госрасходов» в 2012 году). В нем Чубайс получает диплом по специальности «Экономика и организация машиностроительного производства» и до самого 1990 года на разных должностях работает в родном институте – последовательно, инженером, ассистентом, доцентом.
В 1983 году получает ученую степень кандидата экономических наук (тема кандидатской диссертации – «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях»).
Являлся членом правящей Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1978 по 1990 гг. (вышел из этой партии на волне массового бегства из нее «свободно мыслящих партийцев» в 1990 – 91 гг., уже после отмены 6-й статьи советской Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе).
Как коротко замечает сам Чубайс на своем сайте, в 1979 – 1987 гг. он являлся лидером неформального кружка «молодых экономистов», который был создан группой выпускников экономических ВУЗов города. Как советские власти, особенно компартия, в которой состоял Чубайс, а тем более советский КГБ, относились ко всякого рода неформальным кружкам именно в те годы, объяснять, пожалуй, не надо. Они сначала внедряли в них стукачей и провокаторов, а потом репрессировали их участников, и в первую очередь – руководство. Что наводит на мысль о том, что кружок Чубайса, благополучно просуществовавший 8 лет, вовсе не был «неформальным», а имел высоких покровителей в партии и спецслужбах.
В 1987 году, когда в горбачевском СССР власти решили перейти от не оправдавшего себя «ускорения экономического и социального развития страны» к политике частичных политических реформ советского строя, названной «Перестройкой», А. Чубайс возглавил в Ленинграде клуб советской интеллигенции с одноименным названием. Отметим, что тогда клубы с аналогичным наименованием «Перестройка», при полном содействии партийно-государственного аппарата, появлялись во всех более или менее крупных советских городах (в качестве оппозиционного противовеса этим сервильным клубам, годом позже в СССР создается менее масштабная сеть городских клубов «Перестройка-88», к которым власти относились куда менее терпимо).
Поначалу Чубайс и его экономические единомышленники вовсе не были сторонниками капиталистической системы хозяйствования в России, их интересовал т.н. «рыночный социализм» югославского и венгерского образца (другими словами, экономические модели целого ряда восточноевропейских стран с коммунистическим правлением, где допускался какой-то процент частной собственности, особенно в сельском хозяйстве, а также отсутствие крайней степени зарегулированности хозяйственной деятельности ряда госпредприятий и непомерных военных расходов государства). И лишь в 1990 году, когда «социалистический лагерь» почти в полном составе приказал долго жить, да и в умирающем СССР уже не было времени на осторожные «восточноевропейские» эксперименты, воззрения Чубайса сместились в пользу рыночной экономики западноевропейского и американского типа.
В марте 1990 года победу на выборах в Ленсовет одержали представители «Демократической России», и по инициативе его депутатов А. Чубайс назначается зампредом исполкома горсовета, то есть, выражаясь нынешним языком, становится вице-мэром второго по величине города в СССР. Главой же Ленинградского горисполкома стала Анатолий Собчак. Основной задачей на новом посту для Чубайса было создание Ленинградской свободной экономической зоны, то есть практическая реализация идеи его тогдашнего шефа, А. Собчака.
Естественно, что в условиях гиперцентрализованной советской экономики, которая, несмотря на бурное развитие кооперативов с 1988-89 гг., оставалась под гнетом советского госаппарата, эта идея принципиально не могла быть реализована, и потому она не была реализована. Возможно, именно поэтому, когда Собчак был избран мэром Ленинграда в июне 1991 года, Чубайс был серьезно понижен в должности и стал обычным советником мэра города по экономическим вопросам.
Идеи Чубайса по радикальному пересмотру экономической парадигмы развития страны, которые так и не были услышаны советским руководством, спустя полтора года, в ноябре 1991 года оказались как нельзя более кстати для нового российского руководства во главе с президентом Ельциным и и.о. главы правительства РФ Егора Гайдара (с которым Чубайс был лично и хорошо знаком с 1982 года). Так, 10 ноября 1991 года Чубайса назначают – в ранге министра – главой Комитета по управлению государственным имуществом и поручают ему срочно готовить приватизацию большей части государственных предприятий. С июня 1992 года полномочия Чубайса выросли – он стал еще и вице-премьером российского правительства по вопросам экономики и финансов.
Реформы Гайдара – Чубайса были довольно плохо продуманы: так, сначала, с 1 января 1992 года, при сохранении ключевой роли государства в экономике страны, были «отпущены цены», и в стране началась гиперинфляция, продолжавшаяся два года и перешедшая в инфляцию обычную, и лишь с весны 1992 года началась весьма неспешная приватизация объектов госсобственности, уже не поспевавшая за полукриминальной и стихийной «номенклатурной приватизацией» 1991-92 гг. Поскольку же денег в результате гиперинфляции у населения просто не стало, то т.н. «денежный этап» этой приватизации, юридическая база под который в России была заложена еще в июле 1991 года, фактически оказался полностью провален.
В результате группа экономистов-реформаторов под руководством Чубайса и Гайдара разработала концепцию т.н. «ваучерной приватизации». В результате бесплатные ваучеры с номиналом в 10.000 тогдашних рублей получили 97% российского населения, их раздача осуществлялась с октября 1992 года по февраль 1993 года. Ваучерная приватизация завершилась к середине 1994 года, уступив место очередному этапу денежной приватизации, однако огромное большинство получившего ваучеры населения так и не стало собственниками каких-либо объектов, кроме собственных приватизированных квартир, на которые ваучеры изначально не требовались. Большинство людей, для которых актуальной была проблема физического выживания в условиях гиперинфляции, свои ваучеры просто продали специальным и вполне легально созданным фондам и т.п. структурам.
Приватизация по-прежнему шла с большими перебоями, и в конце 1995 года, накануне президентских выборов и в условиях острейшего бюджетного дефицита, экономический блок правительства во главе с Чубайсом принял решение о проведении т.н. залоговых аукционов, по мнению наблюдателей, и приведших, в конечном итоге, к появлению многочисленного российского олигархата, который, за исключением лишь нескольких человек, выдавленных в эмиграцию, посаженных в тюрьмы или, подобно Б. Березовскому, убитых, и по сей день является, наряду со спецслужбами и телепропагандистами, главной опорой многолетнего путинского диктаторского правления в России.
Суть этих «залоговых аукционов», юридически легитимированных указами президента Б. Ельцина, состояла в том, что правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им в качестве залога пакеты акций госпредприятий. Если государство не возвращало кредит (а денег на возврат у него часто и не было), акции переходили в собственность коммерческого банка. В ходе аукционов акции отдавались в залог по низким ценам, в результате немногочисленные финансово-промышленные группы (те самые олигархи – когда-то «ельцинские», а позднее ставшие «путинскими»), за бесценок завладели крупными предприятиями. Причем процедура проведения самих этих аукционов не была ни прозрачной, ни юридически безупречной.
Впрочем, нельзя не отметить, что очень многие приватизированные (по самым разным схемам) в 1991-96 гг. предприятия, которые продолжили работать (а не были перепроданы новым собственникам, которые зачастую выводили их из сферы производства вообще) даже в российских условиях оказались гораздо более экономически эффективными, чем при их управлении «красными директорами» чуть ранее.
В ходе выборной кампании 1996 года А. Чубайс был лидером «альтернативного» предвыборного штаба Ельцина (официальный возглавлял бывший советский «красный директор», вице-премьер Олег Сосковец). После того, как Б. Ельцин летом 1996 года был избран на второй президентский срок, он постепенно расширил полномочия своей администрации (например, к зиме 1996 г. наделив ее правом законодательной инициативы) и назначил А. Чубайса ее руководителем, высоко оценив, таким образом, заслуги Чубайса в ходе кампании.
В марте 1997 года Ельцин назначает А. Чубайса первым вице-премьером и министром финансов РФ. Сторонник «монетаристской теории», Чубайс проводит т.н. секвестр бюджета (по некоторым статьям – до 30-50%) и сокращает инфляцию, которая в 1997 году, по официальным данным, составила всего 11%. Шестилетний период стремительного роста цен в стране на некоторое время оказался позади. 20 ноября 1997 года Чубайса отправляют в отставку по его же просьбе (из-за скандала с получением им гонорара в 90 тысяч долларов за тогда еще не написанную книгу о приватизации), однако он остается вице-премьером и покидает Дом правительства РФ лишь в марте 1998 года, после отставки правительства В.С. Черномырдина.
17 июня 1998 года, когда премьером РФ был другой фигурант нашего списка, Сергей Кириенко, ровно за два месяца до печально знаменитого «дефолта», обрушившего валютно-финансовую систему страны и вновь «обнулившего» на долгое время покупательную способность российского населения, А. Чубайс был назначен «главным по западным кредиторам» - спецпредставителем президента Ельцина по связям с международными финансовыми организациями. Решение было явно запоздалым: Чубайс успел «выбить» из «наших западных партнеров» лишь первый транш стабилизационного кредита в канун 17 августа 1998 года. Финансовая система страны начала трещать по швам под грузом пирамиды ГКО – «государственных краткосрочных обязательств».
30 апреля 1998 г. А. Чубайс возглавил переживавшую стагнацию и кризис неплатежей крупнейшую в стране госмонополию – «Единые энергосистемы России» (РАО ЕЭС). В годы его правления в РАО ЕЭС были запрещены «веерные отключения» электричества, этот главный бич российской провинции 90-х годов, однако неплательщиков-должников от энергоснабжения отключали безжалостно. За первые три года работы ему удалось ликвидировать денежные неплатежи в отрасли. Кроме того, он активно проводил в жизнь идею «расщепления» энергомонополии на естественно-монопольные и конкурентные сектора. Своей цели Чубайс, в конечном счете, добился: с 1 июля 2008 года РАО ЕЭС прекратило существование, а вместо него возникли 23 независимые компании. В результате автоматически лишился должности и сам Чубайс, и все его подчиненные по РАО ЕЭС.
Еще в относительно демократические времена правления Ельцина, в 1996 году, Чубайс мечтал уйти в частный бизнес, однако так и не сделал этого даже при диктаторском правлении В. Путина и Дм. Медведева, когда успешное завершение затянувшейся реформы РАО ЕЭС, казалось бы, дало ему полный карт-бланш на это. 22 сентября 2008 года указом Дм. Медведева А. Чубайс, с его полного согласия, был назначен главой новообразованной госкорпорации «РосНАНО». Теперь он перестал быть, пусть и «неоднозначным», но реформатором-приватизатором, потому что политика государства изменилась: теперь вместо былой приватизации, пусть даже не вполне честной, но призванной как-то оживить экономическую жизнь, происходит, наоборот, ползучая национализация российской экономики, где управляемое кланом чекистов государство, так или иначе, контролирует уже порядка 70% активов.
Однако это не мешает Чубайсу чувствовать себя «на коне» и не помышлять о возможной добровольной отставке. Никак не отразился на его служебной карьере даже скандал с результатами аудита «РосНАНО» Счетной палатой РФ в 2013 году, когда выявился целый ряд «подозрительных платежей» корпорации и т.п. Скандал 2016 года с особняком в подмосковном Переделкине за 40 миллионов долларов тоже оказался для Чубайса лишь комариным укусом. К тому же, корпорация под управлением Чубайса худо-бедно, но обеспечивает сейчас продажами готовой продукции (данные на остро кризисный 2016 г.) около 2% российского ВВП, на сегодняшний день, по официальным данным, являясь донором, а не реципиентом госбюджета, хотя ее дальнейшие перспективы и являются весьма туманными.
Как и все остальные «системные либералы», Чубайс готов служить (и служит) любой власти, лишь бы при ней нашлось место ему лично и каким-либо его проектам, в том числе далекими от идей реформирования экономической инфраструктуры (как в случае с тем же «РосНАНО»). Да и нынешние чекисты вряд ли вызывают у Чубайса сильную оторопь, учитывая, что еще во второй половине 90-х он неоднократно заявлял на телекамеры, что реформаторы (включая и его самого) «переборщили» в 1991-96 гг. с остракизмом в адрес [советских и российских] спецслужб.
Вот что говорил об Анатолии Борисовиче многие годы близко знавший его, в том числе по работе в российском правительстве времен Ельцина, Борис Немцов (в интервью украинскому журналисту и телеведущему Дм. Гордону, 2008 г.):
«Дело в том, что Чубайс очень лоялен любой власти. Чубайс как человек – конформист. Он с любой властью. У него логика такая: пока есть возможность что-то делать, надо делать. Да, мне не всё в этой власти нравится, но я, находясь внутри, могу больше изменить, чем ты, будучи оппозиционером».
Пятью годами позже Борис Ефимович (в интервью «Собеседнику», 2013 г.) высказался даже жестче и вполне (для нашего досье) исчерпывающе:
«Чубайс – лояльный вольнодумец, этакий буржуазный спец – такие не разделяли взглядов большевиков, но на них работали. И в этом плане ему психологически, может, тяжелее, чем Ходорковскому. Он вынужден все время скрывать свои убеждения, будучи человеком этой чекистской корпорации. В то же время он не может опуститься до уровня путинских холуев, и ему иногда позволяются вольности. Я ему уже написал пожелание – вместе с красавицей Дуней (Смирновой, нынешней женой Чубайса – ред.) приходить к нам на Болотную (т.е. на акции протеста оппозиции – ред.). Но одни выбирают убеждения, другие – карьеру. Толя всегда выбирал карьеру. В Роснано чувствует себя демиургом, хотя в нынешней системе с ее откатами, запретом на творчество развивать новые технологии невозможно. Я бы пожелал Чубайсу свободы. Но для этого он должен быть готовым ее принять».
С 10 ноября 1991 по 5 ноября 1994 гг. – председатель федерального Комитета по управлению государственным имуществом. Идеолог «ваучерной приватизации».
С 1 июня 1992 по 5 ноября 1994 гг. – вице-премьер правительства РФ.
С 15 июля 1996 по 7 марта 1997 гг. – глава Администрации президента РФ.
С 17 марта по 20 ноября 1997 г. – министр финансов России. С 7 марта 1997 по 23 марта 1998 гг. – также первый вице-премьер российского правительства.
В настоящее время – женат. От первого брака имеет двоих детей.
Обвиняется в
- Коррупции. К примеру, предстоит разобраться, за какие деньги Чубайс и его жена построили в Переделкине «умный дом» за 40 миллионов долларов.
- Экономическом обслуживании интересов путинского режима, причем в последние годы в должности принципиально не приватизируемой крупной научно-производственной госкорпорации.
Обоснование
-
Примечание
-
Источники
- Википедия: Чубайс, Анатолий Борисович
- Немцов о Чубайсе (2008 г.)
- Борис Немцов объяснил, почему Анатолий Чубайс до сих пор остается на вершине
- Гарри Каспаров: Чубайс прав. Он и его соратники не проиграли страну. Это страна проиграла.
- Счетная палата России озвучила предварительные результаты аудита «Роснано», которые могут положить конец карьере Анатолия Чубайса
- Анатолий Чубайс: Россия не станет мировым лидером микроэлектроники в ближайшие 25 лет
- Дом, который построил Чубайс. Чубайс и Дуня Смирнова построили особняк за 40 млн. долларов напротив знаменитой дачи Пастернака в Переделкино совершенно неслучайно.
- Википедия: дело писателей
- Передел в Переделкино: как дом Анатолия Чубайса стал эпицентром скандалов
- Скандальный дом руководителя «Роснано» Анатолия Чубайса выставлен на торги судебными приставами