Сфера деятельности / Должность

Епископ Русской православной церкви, митрополит Псковский и Порховский.

Биография

Георгий Шевкунов родился 2 июля 1958 года в Москве. В 1982 году окончил сценарный факультет ВГИКа по специальности “литературная работа”. После окончания вуза крестился и поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником. С 1986 года работал в издательском совете Московского патриархата. 2 июля 1991 года в Донском монастыре в Москве Георгий Шевкунов был пострижен в монашество с именем Тихон. В 1993 году он был назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря на территории Сретенского монастыря на Большой Лубянке. В 1995 году стал наместником возрожденного Сретенского мужского монастыря. В 1999 году был назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища (с 2002 года — Сретенской духовной семинарии).

В мае 2018 года решением Священного синода Шевкунов был назначен правящим архиереем Псковской епархии, главой Псковской митрополии и возведен в сан митрополита. В июле 2018 года назначен “священноархимандритом и игуменом” Псково-Печерского монастыря.

Является председателем Патриаршего совета по культуре, сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Церковный писатель, сценарист. Автор документально-публицистического фильма “Гибель империи. Византийский урок”. Является главным редактором интернет-портала Православие.Ru, членом Высшего церковного совета Русской православной церкви Московского патриархата, членом общественного совета при Комитете по культуре Государственной думы.

Имеет репутацию близкого к Кремлю человека и духовника Владимира Путина, с которым, по опубликованным свидетельствам, его познакомил генерал-лейтенант КГБ СССР в отставке Николай Леонов.

Обвиняется в

  • Сотрудничестве с КГБ/ФСБ
  • соучастии в антидемократической пропаганде и установлении диктатуры
  • вмешательстве в мирские дела

Обоснование

Тихон-Шевкунов является самым амбициозным и вероятно, самым влиятельным из церковных деятелей путинской эпохи. Он считается лидером ультраконсервативной фракции в РПЦ МП, непосредственно оказывающим влияние на президента Путина. Жизненный путь Шевкунова демонстрирует, что на этом месте он оказался не случайно. Еще в студенческие годы, когда он был комсоргом курса во ВГИКе, за ним из-за подозрений в сотрудничестве с КГБ закрепилась кличка “Шептунов”. Будучи послушником в Псково-Печерской лавре Георгий хвастался своими связями в Комитете. Вновь оказавшись в Москве, он за короткий срок сделал стремительную карьеру. По словам одного из бывших коллег Шевкунова по издательству патриархата, в начале 1990-х годов к ним стали захаживать сотрудники КГБ, и Шевкунов охотно с ними общался и проникся чекистской конспирологией. Он утверждал, что нужно сотрудничать, потому что “только спецслужбы смогут защитить страну от сатанизма и исламизма”, что “КГБ — это та сила, которая способна удержать государство от распада”. Когда в 1991 году в одном из храмов Донского монастыря случился пожар, Шевкунов обвинил в поджоге прихожан Русской православной церкви за рубежом, назвав их агентами иностранной разведки.

Когда РПЦ стали возвращать отнятые при коммунизме храмы, в церковной среде началась борьба между установившейся за советские годы церковной бюрократией и религиозными диссидентами. Последние, в числе прочего, хотели служить не на церковнославянском, а на русском языке, что было строго запрещено в СССР. Одним из них был отец Георгий Кочетков, и в его храме Тихон при поддержке “казаков и черносотенцев” устроили погром в его храме, а Кочеткову запретили служить на три года. Один из участников той провокации, а ныне — политэмигрант и казачий атаман Вячеслав Дёмин утверждает, что “Никто не понимал, что курирует нами Лубянка, просто они нас водят и направляют, или туда, или сюда. И тут, как раз, начинается мое знакомство с Тихоном Шевкуновым. Видимо, тогда он еще начал активно сотрудничать с этой цивилизацией, и она его очень пестовала”. Действительно, Сретенский монастырь, где вскоре наместником стал Тихон, — любимый храм офицеров ФСБ, располагающийся неподалеку от здания ФСБ на Лубянке.

Считается, что с Путиным, тогда еще сотрудником администрации президента Ельцина, его познакомил в 1996 году бывший сенатор и банкир Сергей Пугачев и глава аналитического подразделения КГБ СССР Николай Леонов, с которым Шевкунов поддерживал тесные взаимоотношения после выселения из монастыря “либерала” Кочеткова. С тех пор они стали регулярно общаться, и следом за Путиным регулярными прихожанами Шевкунова стали Людмила Путина, бывший генпрокурор Владимир Устинов, бывший губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава Совбеза Николай Патрушев, глава Конституционного суда Владимир Зорькин, депутат Госдумы и главный редактор газеты “Культура” Елена Ямпольская, которая была редактором книги Шевкунова и прославилась характерной максимой: “Россию способны удержать над бездной две силы. Первая называется — Бог. Вторая — Сталин”. Сам же Шевкунов стал регулярно появляться в Кремле, сопровождать Путина в зарубежных поездках и публично поддерживать его в своих выступлениях.

Шевкунова с большой долей уверенности можно назвать одним из главных архитекторов современной антизападной конспирологии в среде российской власти. Еще в 2008 году он выпустил фильм о крахе Византийской империи “Гибель империи. Византийский урок”, который трижды показывали по центральному телевидению в прайм-тайм. По мнению режиссера фильма, Византия сгнила изнутри, изменила традициям и пала жертвой идеологических происков “завистливого Запада”. Фильм изобилует аналогиями с событиями новейшей истории, как, например, борьба с олигархами, Оранжевая революция в Украине, укрепление вертикали власти и т.п. Фактически, фильм оправдывал построение жестко-иерархической авторитарной модели государства и расширение имперских амбиций в ущерб интересам коренного населения имперского центра. По мнению журналиста и издателя Сергея Чапнина, “Это идеальное изложение учебников, по которым учатся в Академии ФСБ, только в исторической аналогии: заговор, непримиримый враг, давление на власть и государство через внутренние группировки. Логика учебника института КГБ. Я читал, что они писали по советской истории”.

Синкретика православия и советизма — еще один из принципов Шевкунова. “Большинство из нас жили в Советском Союзе. Это была да, искаженная в чем-то Россия, но это была Россия настоящая. Правильно сказал наш президент, что тот, кто не скорбит о разрушении Советского Союза, у того нет сердца”, — однажды заявил он. Однако, несмотря на признание преемственности путинской России от СССР, Шевкунов в своей книге ни разу не осудил ВЧК/НКВД/КГБ — прямых предшественников ФСБ. Отец Иосиф Киперман, который встречался с послушником Шевкуновым в Псково-Печерской лавре в конце 1980-х годов, предлагает свое объяснение: “Чекисты с самого начала задумали строить советскую церковь, чтобы прихожане были просто советскими людьми. Они хотели оставить внешний вид церкви, а внутри все изменить. Тихон — один из таких советских людей. Самая последняя идея дьявола: смешать все, чтобы вместе были и Иван Грозный, и святой митрополит Филипп. Были и новомученики, и их мучители, которые вдруг оказались хорошими, ведь политическое православие видит и Грозного и Распутина — святыми, а Сталина — верным чадом Церкви. Это смешение — последнее ноу-хау дьявола”.

Шевкунов оказывает и непосредственное влияние на отдельные противоправные действия властей. Считается, что именно он стоит за уголовным делом в отношении режиссера Кирилла Серебренникова в 2017 году, кампании против фильма Алексея Учителя “Матильда”, а также за введением в УК одиозной статьи об “оскорблении чувств верующих”. Растущее влияние Шевкунова может означать его претензии на пост патриарха. После того, как Шевкунов получил свою епархию и стал митрополитом, он может претендовать на патриарший пост. РПЦ Московского патриархата, воссозданная в пропагандистских целях Сталиным, при Путине продолжает исполнять роль придатка государства и его спецслужб. Обновления, о котором мечтали религиозные диссиденты, в постсоветской России не случилось. Духовная жизнь в России пока не обрела свободу, и Георгий (Тихон) Шевкунов — одно из главных тому препятствий.

Примечание

-

Источники