Сфера деятельности / Должность

С 23 сентября 2015 года — член Совета Федерации, представитель администрации Омской области.Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Депутат Государственной думы РФ VI созыва от партии «Справедливая Россия», председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Являлась депутатом Госдумы II, III и V созывов. Состояла в разных политических партиях: КПСС, «Яблоке», СПС, «Справедливой России».

Биография

Елена Мизулина (урожд. Дмитриева) родилась 9 декабря 1954 года в г. Буй Костромской обл. РСФСР.

В 1977 году окончила Ярославский госуниверситет по специальности «Юриспруденция».

В 1977 – 1985 гг. работала консультантом Ярославского облсуда.

В 1983 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную надзорному производству в уголовном процессе.

В 1985 – 1990 гг. работала в Ярославском государственном пединституте им. Ушинского; если верить сведениям ее мужа, чью фамилию она взяла после заключения брака, на работу в этот институт она устроилась по блату, с его протекцией (тогда Михаил Мизулин возглавлял идеологический отдел Ярославского обкома КПСС). Сначала Мизулина работала там старшим научным сотрудником, затем, в 1987 году, стала заведующей кафедрой отечественной истории, проработав на этой должности 3 года.

Вплоть до поражения ГКЧП в августе 1991 года являлась членом КПСС.

В 1992 году Е. Мизулина защищает докторскую диссертацию на базе уже значительно более престижного российского вуза – Института государства и права (название работы – «Уголовный процесс: концепция самоограничения государства»).

Интересно, что защитить эту диссертацию Мизулиной удалось, по ее словам, лишь после четырех повторных предзащит, поскольку изначальный ее текст был якобы признан учеными-юристами «не соответствующим нормам советской науки». Со свойственной ей «скромностью» уже в 2000 году, будучи депутатом Госдумы, Мизулина так вспоминала те времена: «Оказалось, что то, что я написала – уникально, что я, действительно, учёный от Бога».

В 1993 году Елена Мизулина начинает профессионально заниматься политической деятельностью. В декабре избирается в первый состав Совета Федерации (в те годы он еще был выборным) от «гайдаровского» праволиберального блока «Выбор России», представители которого прошли в Госдуму только первого созыва (1993 – 1995). Интересно, что она почему-то сразу же «взлетела высоко», став в Совфеде зампредом его ключевого комитета – по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.

Впрочем, в январе 1996 года она досрочно складывает полномочия члена Совфеда ввиду того, что становится депутатом Госдумы второго созыва по одномандатному округу (выдвинута партией «Яблоко», куда вступила в 1995 году). В той Госдуме Мизулина занималась примерно тем же, чем и в Совфеде – была заместителем главы комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, а также зампредом думского подкомитета по вопросам государственного строительства и конституционных прав граждан.

Тогда Госдума едва не одобрила импичмент президента Бориса Ельцина, и фракция «Яблоко», в которой состояла Мизулина, также поддержала кампанию по отрешению первого российского президента от должности, но, в отличие от ряда других фракций, лишь по одному основанию – развязыванию Ельциным и его окружением войны в Чечне в 1994-96 гг. Тем не менее, Мизулина, занимая высокую должность в нижней палате парламента, занималась в 1999 году юридическим оформлением процесса этого не состоявшегося импичмента в целом.

В состав третьей Госдумы в 1999 году Мизулина также была избрана от «Яблока», однако в феврале 2001 года выбыла из этой партии, не подтвердив членство в ней, и в июне того же года вступив в партию Союз правых сил (СПС). Интересно, что Мизулина вышла из «Яблока» спустя год после более чем скромного результата этой партии, выдвинувшей ее кандидатуру на выборах, причем выход она мотивировала именно тем, что «яблочники» получили в третьей Думе всего 5% мандатов. Забегая вперед, отметим, что из СПС Мизулина тоже выйдет вскоре после того, как эта партия не попадет в следующую Госдуму (очевидно, понимая, что иначе ее дальнейшая стремительная политическая карьера может оказаться под вопросом).

В феврале 2004 г. Мизулина назначена представителем Госдумы в Конституционном суде РФ после того, как СПС, от которого она в этот раз баллотировалась, проиграл эти выборы, прошедшие уже при путинском режиме. Это случилось после того, как Путин в декабре 2003 года призвал «использовать кадровый потенциал» не попавших в 4-ю Думу «Яблока» и СПС, очевидно, имея в виду постепенное встраивание в кремлевскую «вертикаль» власти наиболее конформистски настроенных представителей этих и без того очень умеренно оппозиционных партий (СПС, к примеру, поддержал Путина на президентских выборах 2000-го года).

В декабре 2007 года Мизулина вновь баллотируется в Госдуму нового созыва. До самороспуска СПС остается еще целый год, но она решает вновь поменять партию и вступает в совершенно сервильную по отношению к Кремлю и созданную фактически по указанию президентской администрации «Справедливую Россию» (СР). С этого момента можно считать, что Мизулина даже формально перестает быть оппозиционным политиком.

В Думу 5-го и 6-го созывов Мизулина идет уже от Омской области, к которой она ранее не имела отношения – такова была «воля партии» СР. Поскольку в 6-м составе Думы СР, по сравнению с пятым составом, удвоила свои результаты, получив более 13% голосов, влияние Мизулиной на «законотворчество» ГД сильно выросло. Теперь она стала уже не замом, а главой комитета, но другого – по вопросам семьи, женщин и детей.

Поскольку в этот период путинская Россия начала активную фазу трансформации из авторитарного государства в тоталитарное, то есть контролирующего не только общественную, но и сугубо частную жизнь своих граждан, именно этот комитет на какое-то время (как минимум до аннексии Крыма) неформальным образом становится ключевым, из-под пера его председателя и его членов выходят самые драконовские законопроекты, разрабатываемые, как правило, по отмашке из Кремля. Мизулина и ее комитет настолько резво бегут впереди кремлевского запретительного паровоза, что даже не все законопроекты в итоге выносятся на пленарные заседания Думы, откладываясь «в долгий ящик».

Но и того, что было принято, вполне достаточно для уверенного регресса РФ от былого уровня более или менее европейской страны, члена Большой Восьмерки, Совета Европы и ОБСЕ, к собственному средневековью. А аннексия Крыма в 2014 году, которую экс-оппозиционерка Мизулина, разумеется, горячо поддержала, стала в этом смысле лишь вишенкой на несъедобном кремлевском торте.

Так, Мизулина является соавтором скандальных законов от 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и закона от 2012 года о внесении в него ужесточающих поправок (последний закон прозвали «законом о цензуре в интернете» и «законом о черных списках»). Причем критиков последнего закона Мизулина по своей давней привычке огульно относит к «педофильскому лобби».

Интересно, что этих двух «ключевых» законов Мизулиной показалось мало, и она сочла необходимым рассмотреть возможность законодательного запрета также и сервисов, позволяющих обходить блокировки сайтов с «запрещенной информацией», введения блокировки пользовательских страничек в соцсетях «за мат», а для более надежного обоснования собственного запредельного ханжества еще и перекроить Конституцию РФ, включив в нее преамбулу об «особой роли» православия.

Предлагать всё новые репрессивные законы и ужесточающие поправки к уже действующим актам Мизулина продолжает и в Совете Федерации, куда она вернулась после почти 20-летнего перерыва в 2015 году. Постоянная патриотическая пропагандистская трескотня, с которой выступает Мизулина как с парламентских трибун, так и перед медиа, также является чистой воды лицемерием: известно, что ее сын, видный юрист, и два внука живут вовсе не в России, а в столице Бельгии и Евросоюза Брюсселе (причем ее сын сотрудничает там с фирмой, отстаивающей права ЛГБТ).

Мизулина – противница прав женщин на аборты (выступала за запрет бесплатных абортов, за исключением медицинских показаний к ним и беременности после изнасилований, при этом хочет со временем запретить аборты и частным клиникам, и даже аборты «без разрешения мужей»).

Имя Мизулиной давно стало нарицательным для обозначения лицемерного ханжества власть предержащих в путинской России. Вместе с Павлом Астаховым она является родоначальником и т.н. «педофильской истерии» в нынешней РФ, уже спровоцировавшей резкий рост фабрикаций уголовных дел по «профильным» статьям, в том числе против российских оппозиционеров (достаточно вспомнить репрессии против карельского историка, главы местного «Мемориала» Юрия Дмитриева).

Еще одним примером лицемерия Мизулиной, стала ее позиция по поводу введения запрета на усыновление российских сирот американскими семьями в 2012 году. Поначалу была против введения данного запрета, однако уже через несколько дней совершенно спокойно проголосовала за него («Закон Димы Яковлева»). В том же году она получает из рук Путина Орден Почета «за заслуги».

Обнародованная мизулинским комитетом Думы летом 2013 года «Концепция государственной семейной политики до 2025 года» предусматривает фактическую отмену систему либерального семейного права, существующего в России, новые запреты на аборты и разводы, вмешательство церковнослужителей в дела семьи, установление общеобязательного минимума алиментов и пропаганду многодетности (последний пункт вызвал особенно серьезную критику из-за крайне низкого уровня жизни большинства российского населения).

В 2013 году выступала за запрет получающего в мире всё более широкое признание «суррогатного материнства». Летом 2016 года Мизулина выступала за запрет «бэби-боксов», которые спасали брошенных матерями грудных детей от верной смерти.

В то же время, какие-то остаточные признаки либерального мировоззрения середины 90-х время от времени дают о себе знать и в ее выступлениях. Речь идет о протесте против введения уголовной ответственности за многоженство, против необоснованных изъятий детей из семей, уравнивание ответственности за побои для членов семьи и «посторонних лиц» в виде административного наказания при первом правонарушении и т.п.

Е. Мизулина – крайне жесткий гомофоб с большим стажем. Автор нескольких законопроектов о борьбе с т.н. гей-пропагандой. Даже «милоновский» закон о ее запрете среди несовершеннолетних, который был раскритикован во всех цивилизованных странах, кажется ей слишком мягким и половинчатым, и в 2013 году она предлагает карать не только «пропаганду», но даже и «оправдание» гомосексуальных и бисексуальных отношений, а также трансгендерности.
Например, она считает «экстремизмом» очевидную констатацию того, что «геи – тоже люди», а также предлагает изымать детей из однополых семей (что очевидно диссонирует с ее же прежними протестами против «необоснованных действий» по изъятию детей уполномоченными госорганами). Выступает за повышение возраста сексуального согласия с 16 до 18 лет (почти повсеместно в мире этот возраст колеблется от 14 до 17 лет, и идея его повышения до 18 негативно оценивается правозащитным сообществом).

В бытность свою депутатом Госдумы 6-го созыва в марте 2014 года активно поддерживала оккупацию и аннексию Республики Крым Россией, за что попала в санкционные списки США, Канады, ЕС, Австралии и Швейцарии, а с 2016 года – также и Украины.

В январе 2017 года Елена Мизулина покинула «Справедливую Россию» (как и в случае со всеми предыдущими партиями, в которых она состояла, она сделала это из-за снизившихся электоральных перспектив СР и ее функционеров). Ранее, в 2013 году она вышла из состава руководства СР. Теперь никакие препятствия не мешают ей напрямую, без оглядки на партийные формальности выполнять волю обитателей Кремля.

Обвиняется в

  • Активном содействии российской агрессии против Украины и оккупации Крыма.
  • Разработке законопроектов, нарушающих права человека и сам принцип равноправия разных социальных групп граждан перед законом, и осуществляющих грубое вмешательство в частную жизнь россиян, как взрослых, так и детей.
  • Активнейшем содействии введению в стране цензуры, всё еще запрещенной ее Основным законом.
  • Антиконституционной деятельности по разрушению основ светского государства в РФ.
  • Антиконституционной деятельности по разрушению основ семейного права в РФ.
  • Разнузданной клевете на своих политических оппонентов (как правило, обвинениях в принадлежности к мифическому «педофильскому лобби» и т.п.) и требовании их уголовного преследования за высказанные оценочные суждения.

Обоснование

-

Примечание

-

Источники