Сфера деятельности / Должность

Политик имперско-реваншистского толка, писатель, сценарист, публицист, пропагандист. Член секретариата Союза писателей России. Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Главный редактор газеты «Завтра». Сопредседатель «Народно-патриотического союза России» (организация, созданная на базе Коммунистической партии РФ). Участник множества теле- и радиопередач, в том числе откровенно пропагандистского толка (с 2013 года — один из ведущих рубрики «Реплика» на телеканале «Россия 24»).

Биография

Вдовец, отец троих взрослых детей.
* * *
Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси (Грузия).

После окончания средней школы поступает в Московский авиационный институт, который и заканчивает в 1960 году.
Литературным творчеством занимается с 1959 года. С 1968 года – журналист «Литературной газеты», по советским меркам считавшейся «либеральной», но вовсе не в освещении внешнеполитических вопросов.

Так, с 1970 года Проханов был корреспондентом издания в странах, которые СССР включил или планировал включить в число своих сателлитов – в Афганистане, Никарагуа, Анголе, Камбодже и т.п.

С 1986 года публикуется также в ультраконсервативных журналах «Молодая гвардия» и «Наш современник». В 1989–91 гг. являлся главным редактором журнала «Советская литература» и членом редколлегии журнала «Советский воин».
В 1990 году подписывает «Письмо 74-х», требовавшее, в частности, «положить конец антирусской, антироссийской кампании в печати, на радио и телевидении».

Создатель и главный редактор (с декабря 1990 года) проимперской и красно-реваншистской газеты «День» (с 5 ноября 1993 года – газета «Завтра»). Несмотря на понятную редакционную политику газеты, она позиционировала себя как широко оппозиционную («Газета духовной оппозиции»), а в 1992 году даже опубликовала статью Валерии Новодворской.
В 1991 году Проханов был доверенным лицом кандидата в президенты России, радикального имперца и национал-патриота Альберта Макашова; в том же году, в августе, поддерживал ГКЧП.

Любопытно, что свою нынешнюю службу путинскому режиму Проханов начал отнюдь не с прихода Путина к власти, но несколько позже (до этого он лишь «присматривался» к политике нового хозяина Кремля). Так, в 2002 году его вполне можно было еще считать оппозиционером, хоть и национал-патриотической, имперской окраски. В том году он публикует роман «Господин Гексоген» (последний роман из т.н. «Семикнижия» с «генералом Белосельцевым» в качестве главного героя всех этих книг), получивший премию «Национальный бестселлер». Основная мысль произведения: серия взрывов жилых домов в Москве и других российских городах летом 1999 года (включая неудавшийся взрыв жилого дома в Рязани) была проведена российскими спецслужбами в целях утвердить у власти в стране В. Путина, «выросшего из ельцинской шинели». Аналогичного взгляда придерживались (и по сей день придерживаются) и представители либеральной российской оппозиции, а официальное расследование причин этих взрывов удовлетворило разве что запросы самих властей на выгодную им картину происшедшей трагедии.

Однако, начиная с 2008 года, Проханов совершенно отчетливо занимает пропутинские позиции, критикуя режим лишь за «отдельные недостатки». Вот его цитата из интервью «Комсомольской правде» 2009 года:

«…я не сторонник свободы, я контрлиберал и знаю, что любые модернизации в мире, включая американские, проводились при ужатии свободы и при концентрации власти. Путин создавал вертикаль под модернизацию, под концентрацию. Путин создавал это новое государство в отличие от Ельцина, который допускал жуткую конкуренцию регионов: “Хватайте суверенитета сколько хотите”».

Аналогичным образом стали оценивать путинскую эпоху и почти все авторы возглавляемой Прохановым газеты: Путин – воссоздатель российско-советской империи, ее «военной мощи», при нем прекратилось «шельмование Сталина» и т.п.
Проханов был не только сторонником колониальной и жестокой «Второй чеченской войны», но и войн, которые вел и ведет путинский режим на территориях сопредельных государств – всё под тем же, имперско-реваншистским соусом.

Так, в августе 2008 года, во время российской военной агрессии против Грузии, Проханов (еще за свои советские афганские репортажи, весьма далекие от канонов объективной журналистики, с легкой руки Аллы Латыниной получивший прозвище «Соловей Генштаба») заявил на «Эхе Москвы», где являлся постоянным гостем эфира:

«Это была первая война пятой империи. Это была имперская война. Российская Империя, а также советская Империя, это не империя захвата, закабаления, высасывания ресурсов, ни англосаксы, которые английскую кампанию основали. Это война за безопасность. Мы воевали в данном случае против создания у нас на юге мощного НАТОвского кулака. Грузия, с ее истеблишментом антирусским, с ее ненавидящим нас президентом, с готовностью предоставить все грузинские ресурсы: порты, дороги, трассы под НАТОвские вооружения, это смертельный враг для России».

Войска НАТО, наступающие на «Российскую Империю», мерещатся Александру Андреевичу всегда и повсюду – это неотъемлемая часть его насыщенной событиями творческой биографии. Как нетрудно догадаться, он и его газета поддержали и вторую по счету прямую внешнеполитическую агрессию путинского режима – аннексию Крыма в марте 2014 года (поданную ими, в том числе, под всё тем же антиНАТОвским чисто пропагандистским соусом). Но если уже через год после этого преступления, совершенного Путиным и его подручными, на волне ответных санкций и последовавших экономических проблем, «крымская эйфория» у многих в России пошла на убыль, то только не у Проханова.
Вот что наш герой говорил 11 марта 2015 года:
«Для России это была бы колоссальная катастрофа, если б огромное мощное консолидированное русофобское государство направило бы свои энергии на разрушение России, и в базе Черноморского флота в Севастополе базировался бы 6-й американский флот… Присоединение Крыма моментальное, мгновенное – это был срыв этой супероперации. Это была стена, которую Россия поставила перед этой лютой натовской волной… Вот это таинство, таинство соединения Крыма с Россией, до сих пор поражает мое воображение. У меня даже возникает мысль, что не Россия присоединила к себе Крым, а Крым присоединил к себе Россию… Это чудо, которое произошло год назад, за него теперь приходится платить. Русские люди должны подтвердить, что они достойны этого чуда, что это не кошелек, который они случайно нашли на дороге. И вот все, что сейчас происходит в Новороссии, это есть доказательство того, что мы готовы платить за это крымское чудо».
Как нетрудно догадаться, последовавшую сразу за аннексией Крыма гибридную агрессию России против Украины на Донбассе Проханов столь же горячо поддерживал и поддерживает. К примеру, на страницах «Нашего современника» в 2015 году он публикует новый роман, воспевающий «подвиги» вооруженных донбасских сепаратистов, «Убийство городов» - про «зверства» украинской армии (годом позже выходит его отдельная книга «Новороссия, кровью умытая»).

Вновь, с потрясающей воображение самоуверенностью, говоря от имени всех русских, Проханов заявил тогда:
«Для русских, живущих здесь, у нас, на родине, в России, предательство Новороссии станет гигантской трагедией моральной. После воссоединения с Крымом русские почувствовали себя таким цветущим, творящим историю народом. Все это опять может свернуться, заглохнуть, умереть. Русские уже пережили депрессию отступления 90-х годов. И если это повторить в еще более страшном варианте, то никакие антикризисные меры, которые сейчас принимает правительство, никакие надежды на модернизацию не помогут. Поэтому ничему подобному не бывать».

Коммунистический патриот своей бывшей советской родины Проханов теперь уже никогда не забывает и об имперско-православной «метафизике», воспевая очередные военные преступления путинского режима, вот и на сей раз он подвел свое видение войны на Донбассе к точно такому же знаменателю:
«Вот есть историческое сознание, а есть религиозное сознание. И религиозное сознание сейчас совпадает с историческим, вводит в исторические рассуждения религиозные компоненты. Религиозным компонентом является категория чуда, русского чуда. Русская история без категории чуда была бы непонятна. Мы должны были погибнуть тысячу раз, нам не оставляли шанса выжить. Но каждый раз, когда мы клали голову на плаху и уже заносился топор над Россией, случалось чудо, и мы опять выкарабкивались из черной дыры и побеждали. После драмы 91-го года, когда Россия была поднята на дыбу, мы поднялись. И происходит сейчас возрастание, восхождение Государства Российского. Оно не может быть остановлено в силу закономерности нашего русского развития. Мы сейчас идем на восход, в зенит, а не на закат, не на падение. Поэтому религиозное сознание верит в Россию как в чудо, и оно говорит нам: Новороссия не будет сдана. Россия в этой схватке миров, которая сейчас происходит, выстоит и победит».

Впрочем, заигрывание Проханова с православным официозом настолько похоже на фарс и комично, что часто отнюдь не встречает понимания даже у объекта заигрывания.

Так, на заседании прокремлевского Союза писателей России в Белгороде в том же 2015 году по инициативе Проханова состоялась презентация (с «молебном» в стиле героев романа В. Войновича «Москва 2042») некоей «православной иконы» с изображением любимого Прохановым Сталина, в годы правления которого Православная российская церковь была фактически полностью обезглавлена, а в 1943 году частично возрождена уже под полным контролем советского партаппарата и спецслужб под новым названием – РПЦ Московского патриархата. В результате этой прохановской выходки та же РПЦ была вынуждена, устами пресс-службы Белгородской епархии, отмежеваться от святошеств Александра Андреевича:
«14 мая в пределах Белгородской митрополии состоялся пленум Союза писателей России, участие в котором принял писатель, публицист и общественный деятель Александр Проханов. Александр Андреевич внес в зал заседания изображение генералиссимуса Сталина, окруженного военачальниками, которое многие тут же окрестили "иконой". И хотя картина написана в "иконописном стиле", все же по целому ряду причин иконой она считаться не может. Во-первых, никто из изображенных на ней исторических персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых. Во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были откровенными гонителями Церкви. Картина, написанная по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, является своеобразным манифестом и иллюстрацией идей так называемой "гражданской религии", которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви».
Не секрет и то, что Проханов прибегает к прямой клевете на своих идеологических оппонентов, выступающих против российской агрессии в Украине. Так, прохановская статья "Певцы и подлецы", опубликованная в прокремлевских "Известиях" 18 августа 2014 года, содержала утверждения, что Андрей Макаревич дал концерт в Славянске в украинской воинской части, тем самым "вдохновив военных на убийство мирных жителей" Донбасса. Однако Макаревич, по словам очевидцев, выступил в лагере беженцев в Святогорске. Лидер "Машины времени" потребовал тогда опровергнуть ложные сведения, а также взыскать миллион рублей компенсации морального вреда. Интересно, что суд первой инстанции Макаревич частично выиграл, отсудив половину запрашивавшейся суммы, однако позже Мосгорсуд отменил решение суда районного (Проханов прислал на него тогда целых пятерых юристов).

Не побрезговал А. Проханов (один из очень немногих граждан России) получить премию из рук северокорейского диктатора Ким Чен Ына в 2016 году, а также, разумеется, награду из рук Путина – медаль «За освобождение Крыма и Севастополя» в 2014 году. В целом, однако, путинский режим (в отличие от покойного советского режима) на удивление скромно оценивал заслуги своего многолетнего адепта, ныне всегда бегущего, наряду с вездесущим Жириновским, впереди кремлевского паровоза. Видимо, сказывается некое недоверие путинистов к нему как к писателю, когда-то возмутившего их своим «Господином Гексогеном», и которое он теперь всеми силами пытается свести на нет. А масштабность этих попыток впечатляет. Вот лишь некоторая часть теле- и радио-деятельности Проханова последних лет:

2007 – 2013 гг. – еженедельные эфиры на радио «Эхо Москвы», с 2009 года – еженедельные эфиры на радио «Русская служба новостей», 2003 – 2009 гг. – регулярное участие в ток-шоу В. Соловьева «К барьеру!» на НТВ, 2010 – 2017 гг. – регулярное участие в ток-шоу «Поединок» на госканале «Россия-1», и, наконец, с 2013 года – в уже ежедневной рубрике «Реплика» на госканале «Россия-24».

Обвиняется в

  • Широкой пропагандистской поддержке преступной внешней и внутренней политики путинского режима в течение как минимум последних 15 лет – на страницах возглавляемой им газеты «Завтра» и в огромном количестве иных, значительно более влиятельных СМИ, включая радиостанции и телеканалы, куда фигуранта приглашают в качестве гостя или эксперта. В частности, речь идет о поддержке Прохановым войны в Чечне, агрессии против Грузии в 2008 году, аннексии Крыма в 2014 году и гибридной войны России на Донбассе, ведущейся с апреля 2014 года.
  • Активном продвижении идеи воссоздания СССР под эгидой новой «Российской Империи», то есть в покушении на суверенитет полутора десятков независимых стран, включая саму РФ, существующих с 1991 года и признанных мировым сообществом в качестве независимых государств.
  • Пропаганде агрессивной войны (осуществляемой, в том числе, на гостелеканале «Россия-24»), формально запрещенной даже действующими российскими законами, с приданием этой пропаганде квази-религиозной окраски в целях охватить ею как можно большее число потенциальных сторонников агрессии.

Обоснование

-

Примечание

-

Источники