Смирнов Игорь Николаевич
Сфера деятельности / Должность
Глава "Приднестровской Молдавской Республики" (1991 - 2011)
Биография
Игорь Смирнов родился 3 октября 1941 года в Петропавловске-Камчатском в семье репрессированных работников сферы образования. В 1974 году окончил Запорожский машиностроительный институт. В 1966-1987 годах работал на Электромашиностроительном заводе в городе Новая Каховка Украинской ССР, был членом КПСС. Переехал в Тирасполь Молдавской ССР в 1987 году, где возглавлял завод “Электромаш” с 1987 по 1990 год. В 1990 году был избран депутатом Верховного совета Молдавской ССР и Тираспольского городского Совета. 2 сентября 1990 года на съезде депутатов Приднестровья — индустриально развитого региона Молдовы с преимущественно русскоязычным населением — был избран председателем Временного Верховного Совета непризнанной “Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики” (ПМССР), затем председателем Верховного Совета ПМССР. В феврале 1991 года был избран главой самопровозглашенной республики. 17 марта 1991 года провел на территории Приднестровья референдум о сохранении Союза ССР, запрещенный властями Молдовы. В августе 1991 года поддержал ГКЧП. Во время вооруженного противостояния между Молдовой и Приднестровьем в 1992 году был главнокомандующим армии ПМР.
Игорь Смирнов четырежды избирался главой “Приднестровской Молдавской Республики” в 1991, 1996, 2001 и 2006 годах. В 2011 году баллотировался на пятый срок, однако в условиях отсутствия поддержки со стороны РФ, занял лишь третье место и не прошел во второй тур. С тех пор Смирнов практически не появляется на публике и ведет частный образ жизни, являясь гражданином Российской Федерации. Согласно положению Европейской комиссии 2005/147/CFSP, Игорю Смирнову, а также его сыновьям Владимиру и Олегу запрещён въезд в страны ЕС.
Обвиняется в
- Покушении на территориальную целостность Республики Молдова
- насильственном удержании власти
- насильственном удержании власти
- содействии криминальному бизнесу
- хищениях средств российских налогоплательщиков.
Обоснование
События 1990-1992 гг. в Молдове, и, в частности, в Приднестровье, имеют подоплеку в советской политике национально-территориального устройства и национально-культурной политике, то есть более глубокую, чем действия лиц, оказавшихся на тот момент у руля власти. Поэтому мы не будем давать оценки или принимать стороны конфликта, обе из которых были связаны с советской номенклатурой и намеренно разжигали межнациональную рознь. Отметим лишь, что власти самопровозглашенной республики с самого начала ориентировались на сохранение своей территории в составе СССР, а потом на союз с Российской Федерацией, вплоть до вхождения в её состав, в то время как независимость этой территории так и не была признана на международном уровне, в том числе в РФ. Таким образом, формальной точки зрения, Смирнова, как одного из лидеров Приднестровья с 1990 года, можно обвинить в нарушении территориальной целостности Республики Молдова и участии в незаконных вооруженных формированиях в качестве главнокомандующего “Вооруженными силами ПМР”.
Однако, мы можем судить о результатах тех событий и роли Игоря Смирнова в них. За почти 30 лет некогда промышленный оплот Молдовы, коим было левобережье Днестра, превратился в черную дыру российской гуманитарной и финансовой помощи, центром контрабанды и способ для РФ дестабилизировать ситуацию в Молдове и прилегающих областях Украины.
Так, уже вскоре после окончания боевых действий, Игорь Смирнов вступил в конфликт с командующим 14-й армией сухопутных сил РФ, дислоцированной в Приднестровье, генералом-лейтенантом Александром Лебедем, обвинившим руководство ПМР в коррупции и злоупотреблении властью. Увольнение Лебедя из вооруженных сил РФ в июле 1995 года ряд СМИ связывали с его конфликтом со Смирновым. С тех пор непризнанная республика жила в состоянии перманентного социально-экономического кризиса. В своем бедственном положении администрация ПМР традиционно винила внешние обстоятельства: экономическую блокаду, непризнание, двойной пресс со стороны Молдовы и Украины и т. д. До определенного времени положение спасали дотации Москвы и приватизация предприятий, в 2003-2005 годах почти все они, включая Молдавскую ГРЭС, достались коммерсантам из России.
В 2005 году по специальному распоряжению Смирнова компания “Шериф” получила монопольное право ввоза практически всех групп товаров и была освобождена от таможенных пошлин и акцизных платежей. Таким образом, В ПМР возникла уникальная модель “монополизации” экономического пространства страны на государственном уровне: в лучшем случае, лишь десятая часть товаров, ввозимых на территорию Приднестровья из-за границы, реализуется в пределах его границ. Все остальное по контрабандным каналам переправляется в Молдову, Украину, Россию и страны ЕС.
В августе 2011 года Следственный комитет РФ начал проверку распределения финансовой помощи, которую Россия предоставляла ПМР с 2006 года. СМИ писали, что СК РФ подозревал, что средства переводятся на счет ЗАО “АКБ Газпромбанк”, председателем совета директоров которого в 2004-2008 годах являлся сын президента ПМР Олег Смирнов, а президентом — жена Олега Марина. 28 октября 2011 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против Олега Смирнова по обвинению в хищении 160 миллионов рублей, направленных Россией в Приднестровье в качестве гуманитарной помощи. Кремль отказался поддерживать Смирнова на выборах в 2011 году, и он проиграл их. Однако следующий глава Приднестровья, Евгений Шевчук, смог удержаться у власти всего один срок, и был обвинен в коррупции и хищении средств. Его преемником стал Вадим Красносельский, бывший глава службы безопасности печально известной фирмы “Шериф”, которую, кроме монопольного права на беспошлинный ввоз товаров, обвиняют в заказных убийствах и рэкете. Можно уверенно утверждать, что криминальная система, властвующая в Приднестровье, была построена при Игоре Смирнове и на деньги российских налогоплательщиков.
Примечание
-