Голубович Алексей Дмитриевич
Сфера деятельности / Должность
с 2007 году по настоящий момент (2019 год) — председатель совета директоров компании “Arbat Capital”.
Биография
Алексей Голубович родился 11 июня 1964 года в Москве. В 1986 году окончил Московский институт народного хозяйства имени Плеханова по специальности “экономическая кибернетика”. В 1989 году Голубович устроился на работу в созданный по инициативе Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина банк МЕНАТЕП, работал начальником научно-аналитического управления. В течение 1994—1996 годов инвестиционно-банковское управление МЕНАТЕПа, возглавляемое Алексеем Голубовичем, участвовало в десятках сделок, связанных с приватизацией, слияниями и поглощениями предприятий в различных отраслях экономики.
В 1996 году Голубович был избран членом правления компании “Роспром” и президентом ее дочерней структуры — ФПГ “Русский текстиль”. В 1996-1998 годах он занимал пост председателя правления инвестиционной компании ОАО “Русские инвесторы”. В 1998—2001 годах Алексей Голубович был директором по стратегическому планированию нефтяной компании ЮКОС. Он отвечал за стратегическое планирование в компании, за проведение слияний и поглощений активов в ТЭК, реструктуризацию дочерних компаний в вертикально-интегрированную структуру, отношения с миноритарными акционерами. В период кризиса 1998—1999 годов проводил консолидацию компании ЮКОС и её дочерних предприятий.
В 2001—2007 годах был председателем совета директоров ОАО “Русские инвесторы”. В феврале 2009 года Голубович был избран в политсовет московского отделения партии “Правое дело”, созданной по инициативе Администрации президента в ноябре 2008 года на основе Демократической партии России (ДПР), “Гражданской силы” и “Союза правых сил” (СПС). С 2007 года и по настоящий момент является председателем совета директоров компании “Арбат Капитал Менеджмент” (сейчас это “Arbat Capital”), занимающейся управлением хедж-фондами акций и облигаций на международных рынках капитала.
Обвиняется в
- Лжесвидетельстве.
Обоснование
Алексей Голубович сыграл посильную роль в обвинении Ходорковского, Лебедева и Невзлина. По ходу дела ЮКОСа он неоднократно менял показания, и в благодарность за дачу им свидетельских показаний против акционеров ЮКОСа Генпрокуратура сняла с него обвинения в мошенничестве с акциями российских предприятий.
После ареста в 2003 году председателя совета директоров Group MENATEP Платона Лебедева и главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, а также объявления в международный розыск Леонида Невзлина, Алексей Голубович выехал в Великобританию. В конце 2004 года в отношении его была заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а Генпрокуратура объявила его в международный розыск по обвинению в мошенничестве. По версии обвинения, Голубович как главный стратег ЮКОСа и банка МЕНАТЕП, используя подставные компании, якобы укрывал от налогов доходы принадлежащих группе “ЮКОС” предприятий и переводил их за рубеж, нанеся ущерб государству в размере $283 миллионов.
10 мая 2006 года Голубович был арестован в Италии по международному ордеру Интерпола, однако по решению местного суда был выпущен под подписку о невыезде. Как минимум с тех пор, предположительно, тянется его сотрудничество с российским гособвинением. По его словам, он ездил в Италию на встречу с ведущим телепередачи “Однако”, известным прокремлевским пропагандистом Михаилом Леонтьевым. В январе 2007 года стало известно, что после переговоров с сотрудниками Генпрокуратуры Голубович вернулся в Россию и активно сотрудничает со следствием. Вскоре дело против него было закрыто. Он утверждал, что его самого и его семью пыталось отравить руководство ЮКОСа, а также обвинил Леонида Невзлина в информационной кампании против Ходорковского. Однако уже в марте 2008 года, выступая в Мосгорсуде на заочном процессе по обвинению Невзлина в убийствах и покушениях, Голубович бывшего акционера ЮКОСа “ни в чем серьезном”, в том числе и в заражении автомобиля своей жены парами ртути, обвинять не стал.
В 2010 году Голубович был ключевым свидетелем обвинения в отношении Ходорковского и Лебедева по делу о “хищении путем присвоения” почти 350 миллионов тонн нефти и “легализации денежных средств в особо крупном размере”. Во время процесса он опроверг данные им ранее обвинения в адрес бывших руководителей ЮКОСа по поводу операций с активами ВНК. Завил он и о том, что служба безопасности ЮКОСа никогда ему не угрожала, хотя в своих показаниях на следствии утверждал обратное. Однако позже он заявил, что его “неправильно поняли”, после чего следствие даже захотело убрать из дела показания такого “изменчивого” свидетеля.
Регулярная путаница в показаниях, опровержение ранних показаний, и затем опровержение опровержений говорит о несамостоятельности Голубовича в этом процессе, а также косвенно указывает на фиктивность процесса против ЮКОСа как такового. Важно отметить, что суд воспользовался ложными показаниями Голубовича против руководства ЮКОСа, чтобы сформировать фактуру, выгодную кремлевским заказчикам дела ЮКОСа.
Примечание
-