Сфера деятельности / Должность

Владелец и председатель совета директоров группы компаний «Сумма».

Биография

Зиявудин Магомедов родился 25 сентября 1968 года в Махачкале в интеллигентской аварской семье. В 1994 году закончил МГУ по специальности “мировая экономика”. За время учебы он познакомился с Аркадием Дворковичем (будущим помощником Дмитрия Медведева) и Рубеном Варданяном (будущим основателем корпорации “Тройка Диалог”) и заработал свой первый миллион. Вместе с братом Магомедом и кузеном, Ахмедом Билаловым, еще в 1989 году он основал фирму по поставке через польскую границу первой компьютерной техники в Москву.

В 1994 году родственники создали фирму “Интерфинанс”, руководителем которой стал Зиявудин. Деятельность корпорации была направлена на поглощение нефтяных компаний и банков. В 1995 году братья Магомедовы купили банк “Диамант”, который стал одним из крупнейших благодаря сделкам с госкомпаниями и, предположительно, занимался обналичкой и со скандалом лишился лицензии в 2001 году. В 1997 году Магомедов занялся торговлей нефтепродуктами, создав несколько нефтретрейдинговых компаний, выкупил 5% акций “Нижневартовскнефтегаза”, стал главным подрядчиком “Транснефти”.

В 2001–2002 годах Магомедов приобрел у Марийского машиностроительного завода землю в Приморске, где позже был построен Приморский торговый порт – первый крупный актив холдинговой группы “Сумма Капитал” (в августе 2011 года переименована в “Группу “Сумма”). Холдинг объединил компании “Сумма Телеком”, “Транспортная группа FESCO”, “ОЗК”, “Глобалэлектросервис”, “ИНТЭКС”, “Стройновация”, “СУИпроект” и другие корпорации. В 2006 году компания Мамедовых “Славия” купила 76 % акций “Якутгазпрома” за 628 миллионов рублей. В том же году “Сумма Телеком” без конкурса получила частоты для оказания услуг по беспроводной технологии WiMax на всей территории России. Брат Зиявудина, Магомед, в 2002–2009 годах являлся членом Совета Федерации от Смоленской области.

Взлет “Суммы” пришелся на время президентства Дмитрия Медведева. В июле 2009 года Магомедов через девелоперскую компанию “Интэкс” получил контроль над компанией “СУИПроект” – генеральным подрядчиком при реконструкции московского Большого театра, которая обошлась бюджету в более, чем 35 миллиардов рублей. В 2010 году "Сумма Капитал" приобрела 50,1% акций крупнейшего в России портового оператора – Новороссийского морского торгового порта (НМТП), что позволило Магомедову контролировать значительную часть российского нефтяного экспорта в Западную Европу. В конце 2011 года группа “Сумма” победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в Роттердаме, обязавшись вместе с голландской Vitol вложить в его развитие 1 млрд долларов. В мае 2012 года “Сумма” выкупила 50% минус 1 акцию “Объединенной зерновой компании” (ОЗК).

В 2015 году основал венчурный фонд Caspian VC Partners, который затем инвестировал в Peek Travel, Uber, Uber China, Diamond Foundry и Virgin Hyperloop One. В реализацию проекта высокоскоростного вакуумного поезда Hyperloop Магомедов вложил около $100 миллионов. В 2016 году Зиявудин вошёл в совет директоров Hyperloop One, а через год стал его сопредседателем.

31 марта 2018 года решением Тверского суда Москвы Зиявудин Магомедов и его брат Магомед были заключены под стражу по подозрению в хищении 2,5 миллиарда рублей и организации преступного сообщества. Хищения, по версии следствия, были связаны с госконтрактами, которые выполняли инжиниринговые компании, входящие в группу “Сумма”, в частности, при строительстве стадиона “Калининград”. Кроме того, в уголовном деле есть эпизоды о деятельности Новороссийского морского торгового порта.

Обвиняется в

  • Национальной и трансграничной коррупции
  • хищении бюджетных средств.

Обоснование

Бывший один из “королей госзаказа” Зиявудин Магомедов пал жертвой подковерных политических игр в Кремле и своей же жадности. Резко обогатившийся во времена президентства Медведева, он упустил из виду, что когорта олигархов из ближайшего окружения Путина продолжает являться наиболее влиятельной силой. Обогащаться за счет бюджета и граждан – безопасно, обогащаться за счет друзей Путина – чревато последствиями.

В бизнес-карьере Магомедова существуют много сомнительных эпизодов. Еще в 1998 году депутат Госдумы Сергей Шашурин обвинил руководство “Транснефти” в финансовых злоупотреблениях при участии банка Магомедовых “Диамант”. Вскоре после отзыва лицензии у банка “за неоднократное нарушение закона “О банках и банковской деятельности” был убит зампред Банка России Андрей Козлов. В этом убийстве обвинили бывшего председатели правления “Диаманта” Алексея Френкеля.
Приобретение “Славией” “Якутгазпрома” в 2006 году привлекло внимание департамента экономической безопасности МВД России. Компании обвиняли в сговоре и незаконной допэмиссии, ДЭБ МВД РФ вынес постановление об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в связи с выявленным фактом мошенничества, однако вскоре дело замяли.

В 2008 года газета The Moscow Post опубликовала статью “Сенатор от Смоленской области Магомед Магомедов не хочет уходить из Совета Федерации. На это у него есть важные причины”. В статье, в частности, указывалось, что в конце 1990-х - середине 2000-х годов братья Магомедовы были связаны с дагестанской мафией и могли быть причастны к скандалу о хищении средств “Лукойла”, выделенных на реконструкцию Старой Смоленской дороги.

Реконструкция Большого театра компанией Магомедова “СУИПроект”, по данным Счетной палаты России, обошлась российскому бюджету в 35,4 миллиарда рублей. Хотя бизнесмен заявлял, что на этом проекте не смог извлечь прибыли, по данным СМИ, его компания сумела освоить на стройке более 12 млрд рублей. Контрагенты компании заявляли, что финансирование реконструкции театра велось по серым схемам с использованием фирм-однодневок.

Магомедов старался угодить и власть предержащим. В 2015 году Алексей Навальный писал, что Зиявудин Магомедов оплачивал отдых пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и его семьи на яхте Matlese Falcon, аренда которой стоит 385 тысяч евро в неделю.

Арест Магомедовых взволновал политические круги в России из-за их близости к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Несколько лет Магомедов был на карандаше у спецслужб, которые прощали ему многочисленные факты мошенничества и завышения стоимости работ по господрядам. Однако уголовное преследование Зиявудина Магомедова активизировалось после того, как он попытался продать половину своих акций в фирме Omirico Limited дочерней компании госкорпорации “Транснефть” по цене, в 2,5 раза превышающей рыночную. Глава “Транснефти”, давний приятель Владимира Путина еще по службе в Дрездене Николай Токарев решил обсудить сделку с Путиным.

Оппонентом Магомедовых также называли Сулеймана Керимова, с которым “Сумма” боролась за контроль над кавказскими активами. Проиграв борьбу за махачкалинский порт, братья инициировали дело против сенатора Керемова во Франции, передав компромат на него французским властям. Там ему было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов при покупке виллы на Лазурном берегу. Предполагается, что решение сдать более надежного для Кремля Керимова иностранным правоохранителям не понравилось Путину.

Крупный бизнес в России по умолчанию прочно связан с кремлевскими группировками, и перенимает от них коррупционные модели ведения дел. На каждого крупного бизнесмена у российских спецслужб есть папочка с компроматом, которая может быть использована как только они попробуют заиграться в самодеятельность или недостаточно продемонстрируют лояльность. Западу необходимо учитывать это, когда он ведет общие проекты с российским бизнесом или вводит соответствующие санкции.

Примечание

-

Источники