Сфера деятельности / Должность

с 21 мая 2012 года по настоящий момент – помощник президента Российской Федерации, с 26 июня 2012 г. – куратор Управления по научно-образовательной политике в АП РФ. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (c 2012 г.).

Биография

Андрей Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1971 году окончил матмех ЛГУ; в 1978 году стал кандидатом, а в 1990-м – доктором физико-математических наук.

В 1971 – 1991 гг., в течение 20 лет, работал в Физико-техническом институте им. А. Иоффе АН СССР в Ленинграде в качестве специалиста по вычислительной технике.

В 1991 – 1992 гг. принимал участие в воссоздании скандально известного банка «Россия», созданного в 1990 году управлением делами Ленинградского обкома КПСС как «отмывочная» (деятельность этого банка была приостановлена после поражения ГКЧП в 1991 году). В 1992 году основными акционерами банка стали несколько фирм, учрежденных фигурантами нашего Списка Фурсенко, Якуниным и Ковальчуком, а также бизнесменом Виктором Мячиным.

В 1991 – 1993 гг. Андрей Фурсенко работал, под началом другого фигуранта нашего списка, Юрия Ковальчука, вице-президентом АО «Центр перспективных технологий и разработок».

В 1995 году вступил в партию «Наш дом – Россия», возглавлявшуюся тогдашним российским премьером Виктором Черномырдиным.

В 1994 – 2001 гг. – гендиректор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга.

С 2000 года – председатель научного совета фонда «Центр стратегических разработок “Северо-запад”».

После прихода к власти Путина в 2000 году карьера А. Фурсенко продолжилась в Москве. По данным «Новой газеты», Фурсенко был соседом В. Путина по дачному кооперативу «Озеро».

В 2001—2002 гг. Фурсенко – заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ, а с июня 2002 года – первый заместитель главы этого ведомства.

С октября 2003 г. по май 2012 года – восемь с половиной лет – Андрей Фурсенко возглавляет министерство промышленности, науки и технологий РФ. Это министерство многократно меняло свое название и структуру при различных кабинетах министров последних десятилетий, в конечном итоге, сосредоточившись на управлении гос. образованием и наукой в России, но при этом Фурсенко неизменно сохранял в нем свой пост до 2012 года включительно.

С 11 января 2010 года Андрей Фурсенко является членом правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

С 21 мая 2012 года и по сей день – помощник В. Путина, неформальный глава («куратор») управления по научно-образовательной политике в структуре президентской администрации.

На главной должности своей жизни, т.е. на посту министра науки и образования, Фурсенко запомнился тем, что именно при нем российский ученый мир и сфера образования окончательно лишились той «вольницы» и хозяйственной самостоятельности (последнее, например, в конечном счете, случилось в Российской академией наук), которая была свойственна ей в 90-е годы, превратившись в послушный инструмент в руках путинского диктаторского режима. Учителя и преподаватели, а также большинство ученых, всё чаще стали выступать в роли идеологической обслуги Кремля, оболванивая и зомбируя в имперском и верноподданническом духе российское подрастающее поколение. Не забудем и о том, кто являлся главным приводным ремнем ликвидации института свободных выборов в России Путина: подконтрольные Фурсенко школьные учителя, завучи и директора, составлявшие 90% «личного состава» участковых избирательных комиссий.

Однако Фурсенко запомнился не только как послушный проводник «оптимизации» (другими словами, постепенного, но планомерного уничтожения) российской науки и образования, проводимой путинской правящей группировкой, но и выступал с рядом относительно прогрессивных идей, например, он поддерживал активное участие России в «Болонском процессе» (юридического взаимного межгосударственного признания вузовских дипломов), не одобрял клерикализацию школьного образования в том виде, в каком она была задумана Кремлем в союзе с гундяевской РПЦ, т.е. с введением в него «Основ православной культуры», предлагая заменить их на светский курс религиоведения (хотя остается неясным – зачем оно в официально светском государстве?), и т.п.

Однако, при всей своей показной фронде, Фурсенко продолжал послушно проводить в жизнь путинскую политику в сфере образования и науки, вовсе не стремясь уйти в отставку из-за несогласия с новым «курсом партии и правительства». Более того, в ряде вопросов бежал и впереди кремлевского паровоза, во всяком случае, в середине нулевых. Так, немало шума наделало его заявление, сделанное еще в 2006 году, о том, что в российских школах якобы «учителей в полтора раза больше, чем это необходимо».

Являлся горячим сторонником введения Единого госэкзамена в школах страны (ЕГЭ, формальным автором идеи которого был его предшественник, министр образования РФ в 1998-2004 гг. Владимир Филиппов), уверяя, что это радикально снизит коррумпированность российской системы среднего, а заодно и высшего образования.

Однако сами единые госэкзамены, существующие в российских школах повсеместно уже более десятка лет (уже в 2004 году ими были охвачены 65 российских регионов), в том виде, в каком они были утверждены, в результате привели не столько к снижению коррупции в «отрасли», сколько к прогрессирующей ликвидации способностей учащихся к аналитическому и критическому мышлению и к резкому снижению уровня их общекультурной образованности в целом. Кроме того, все эти годы эксперты отмечали огромное количество технического брака в билетах, разработанных в системе ЕГЭ: например, из четырех предложенных экзаменуемому ответов на вопрос в билете часто не оказывается ни одного верного и т.п.
Фурсенко также предлагал ликвидировать в российских школах Основы высшей математики, преподаваемые в 10-11 классах, мотивируя свою позицию, прежде всего, необходимостью избавить детей от перегрузок, тогда как основной проблемой старших классов школы в поздние годы путинского правления является совсем не математика, а милитаризация школьного образования по советскому образцу (возвращение уроков начальной военной подготовки, в том числе исподволь, в рамках уроков гражданской обороны).

Характерно, что выступая на форуме прокремлевских молодежных организаций на Селигере в 2007 году (в те годы получивших в народе меткое прозвище «Путинюгенд»), Фурсенко нечаянно проговорился, с головой выдав всероссийской медиа-аудитории подлинные цели и задачи путинской политики в области образования, одновременно ругая почившую советскую образовательную систему как раз за то немногое хорошее, что в ней было. Цитируем по «Литературной газете»:
«Выступая на конференции… министр образования Андрей Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими».
В марте 2011 года ряд педагогов, ученых и деятелей российской культуры обратились к тогдашнему зиц-президенту страны Дм. Медведеву с призывом отправить «оптимизатора» сферы образования Фурсенко в отставку с министерского поста. Недовольство авторов петиции вызвало, например, разрушение системы музыкальных школ в стране, вызванное общей некомпетентностью министра Фурсенко и его назначенцев.

Если говорить об остром кризисе других отраслей образования, приводным ремнем которого был министр Фурсенко, то увольняемые сотрудники ликвидируемых его министерством заведений, к сожалению, в своих коллективных письмах лишь слезно просили правительство и президента сохранить им работу, ссылаясь на ее общественную важность, однако ни на забастовки, ни на прямые требования отставки Фурсенко так и не решались. Именно это и обусловило полную безнаказанность Фурсенко как министра, который был отправлен в отставку лишь с радикальной ревизией «медведевского наследия» в российском правительстве, предпринятого В. Путиным в мае 2012 года, а расследования его бурной многолетней деятельности на министерском посту, что не удивительно, так и не произошло.

А расследовать там было что и помимо его некомпетентности. Например, откуда у него – даже официально декларируемые – немалые доходы, ведь он всего лишь государственный служащий?

Так, по данным «Газеты.ру», официальные доходы Фурсенко в 2006 году составили 2,6 млн. руб. В 2008 году, в период острого кризиса, от которого российская экономика и население так и не смогли оправиться по сей день, он «заработал» уже 4,5 млн. руб. В 2009 году – 4,9 млн. рублей. Как мы видим, эти доходы существенно превышали заработки уволенных им в рамках нескольких волн «оптимизаций» российских учителей и преподавателей (заметим, что те, кому удалось уцелеть, были вынуждены работать с двойной нагрузкой – за себя и за уволенных, поскольку реальных экономических обоснований для сокращений или же укрупнений вузов и средних школ в РФ как не было, так и нет).

В завершение обзора отметим, что занимаемая Фурсенко должность путинского помощника, а главное – неформального главы Управления по делам науки и образования в АП на Старой площади в Москве вовсе не является «почетной ссылкой»: Фурсенко просто ушел в тень как публичная фигура (что, в целом, более чем характерно для чиновников этой конторы), но не более того. С учетом того, насколько гипертрофированной является роль президентской администрации в нынешней российской системе власти, не приходится сомневаться в том, что г-н Фурсенко еще принесет своей стране, ее образованию и науке, немало вреда.

Обвиняется в

  • том, что является одним из наиболее близких лично Путину высших российских чиновников, ответственных за проведение преступной внутренней политики правящего режима;
  • том, что в годы управления сферой российских науки и образования он был главным исполнителем политики их планомерного уничтожения;
  • том, что являлся главным проводником антиконституционной идеологизации, милитаризации и криминализации российской науки, а также высшего и среднего образования в РФ;
  • коррупции, выражающейся в получении сомнительных по происхождению высоких доходов в бытность федеральным министром.

Обоснование

-

Примечание

-

Источники